СМИ о Самойлове И.Д.
Общественно-политическая газета «Алапаевская Искра» a-iskra.ru/sto-voprosov-o-samoylove
«Сто вопросов о Самойлове»
Мы уже писали о том, что 2012 год на территории МО Алапаевское объявлен годом Ивана Даниловича Самойлова. Причина проста: в год 90-летия нашего замечательного земляка предстоит очень много сделать для сохранения его памяти. К сожалению, многие из нас очень мало знают о жизни и работе Ивана Даниловича. Заезжие туристы знают о нем несравнимо больше. Казалось бы, Нижняя Синячиха рядом! Приезжай, смотри, удивляйся, гордись! Но спешка, заботы, лень… Викторина, которая стартует в «АИ» и должна финишировать к началу больших юбилейных торжеств в сентябре этого года, когда и будут названы имена победителей, содержит в себе около сотни вопросов о жизни Ивана Даниловича. Вопросы, в общем, не сложные. Несложные для тех, кто читал книги и газетные статьи или бывал в Нижнесинячихинском музее деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом. Главное, быть внимательным и настойчивым, зорко следить за публикациями в «Алапаевской искре», и победа у вас в кармане! Итак, начнем с самого простого: 1.Где и когда родился первый Почетный гражданин Свердловской области? 2.Имя и отчество главной помощницы и единомышленницы создателя Нижнесинячихинского музея-заповедника? 3.Его воинское звание и солдатская «профессия»? 4.Мирная профессия Ивана Даниловича Самойлова. 5.Как сам Иван Данилович определял свое увлечение-призвание: -коллекционер; -краевед; -хранитель. Ответы с точными личными данными и обратным адресом присылайте до 2 июня в редакцию «АИ» по адресу: г. Алапаевск, ул. С. Перовской,13. Следующий выпуск викторины «Сто вопросов о Самойлове» выйдет 7 июня Редакция «АИ» БОЕВОЙ ПУТЬ ИВАНА ДАНИЛОВИЧА Каждый житель Алапаевска и района знает Ивана Даниловича Самойлова, прежде всего, как основателя и директора уникального музея-заповедника в селе Нижняя Синячиха. При этом мало кто помнит, что судьба его неразрывно связана с событиями Великой Отечественной войны. Можно даже сказать, что участие в военных действиях сформировало его жизненную позицию и во многом повлияло на дальнейшую жизнь. На основе воспоминаний самого Ивана Даниловича, бесед с его родными и близкими, коллегами, мы постараемся восстановить фронтовую биографию лейтенанта Ивана Самойлова. Иван Данилович родился в 1922 г. в деревне Исаковой Алапаевского района. Родители его были крестьянами, работали в местном колхозе. Закончив 7 и 8 классы в Алапаевской средней школе №2, молодой парень устроился в районный землеустроительный отдел (г. Алапаевск) помощником старшего землеустроителя. Отсюда в июне 1941-го, за несколько дней до начала войны, был призван на военную службу и почти сразу отправлен на курсы подготовки лейтенантов. В течение пяти месяцев прошел ускоренный курс по специальности командира пулеметного взвода, по окончании которого в ноябре 1941 г. ему было присвоено звание младшего лейтенанта. Кстати, вместе с ним на курсах, по-видимому, учился другой уралец – будущий герой Советского Союза Степан Андреевич Неустроев, который прославился тем, что в мае 1945-го водрузил знамя над фашистским рейхстагом. Наверняка встречался Ивану Даниловичу в те дни и другой курсант училища – Валентин Иванович Варенников, будущий генерал армии. Молодой офицер Самойлов, только что окончивший училище, направляется под Москву, на Западный фронт, для командования пулеметным взводом. И.Д. Самойлов ЗА ТЕХ, КТО КОМАНДОВАЛ РОТАМИ Военная часть, куда поступил Иван Данилович, относилась к народным ополчениям. В отличие от формирования регулярных воинских частей в ополчение люди не призывались. Наоборот, туда шли те, кто не подлежал призыву в армию, но стремился принять непосредственное участие в вооруженной борьбе с агрессором. Социальный состав ополченцев был очень широким – рабочие и инженеры, экономисты и юристы, научные работники и служащие. Однако неоднородность социального состава не отражалась на боеспособности. Образцы мужества и героизма проявляли все — и рабочие, и инженеры, и ученые, и писатели. В составе своей военной части Иван Самойлов прошел в те дни через всю Москву, повидал многое. Вот как он позже описывал свои впечатления о столице в военное время: «Москва была очень суровая, на улицах люди встречались редко. Улицы перегорожены были штабелями мешков с песком, ежами, колючей проволокой. На горе Поклонной, напротив Филей, были вырыты противотанковые рвы, надолбы». Начиная с июня 1941 г., немцами велась бомбардировка Москвы с воздуха. И конечно, все это производило определенное впечатление на молодого лейтенанта Самойлова. Вспоминая об этом времени, Иван Данилович не раз упоминал имя одного из солдат, который служил под его командованием. Его фамилия была Мещерский. В мирное время он учился в архитектурном вузе. По словам Ивана Даниловича, каждый раз после бомбежек этот боец выходил и смотрел, насколько пострадало то или иное архитектурное строение. Иван Данилович как человек любознательный, ходил с ним и тоже интересовался. Очень уж переживал архитектор, объясняя какой стиль и какого века строение. А вот другого солдата, служившего под его командованием, Иван данилович не смог вспомнить. Зато знаменитый артист Владимир Этуш, а тогда молоденький паренек, также сражавшийся в рядах народного ополчения, упоминал, что его первым фронтовым командиром был уралец Самойлов. Первый бой младший лейтенант Самойлов запомнил на всю жизнь. Он произошел в самом начале декабря 1941-го, почти сразу по прибытии на фронт. Вот как его описывал Иван Данилович: «Стрелковой роте был придан наш пулеметный взвод. Роте ставилась задача овладеть деревней Перовой, а мы должны были поддерживать огнем ее наступление. После артподготовки, рота пошла в атаку, но тут же залегла – мешал немецкий дзот. Я должен был двумя пулеметами «максим» подавлять дзот, но один из пулеметов вышел из строя. Тогда я скомандовал третьему пулемету накрыть немецкий дзот огнем, дзот замолчал. Рота вскочила, пошла в атаку и овладела первой и второй траншеей и захватила д. Перову. На всем протяжении наступления пулеметный взвод не отставал, поддерживая наступление пехоты огнем пулеметов». За умелое руководство взводом и проявленную смелость молодой офицер был награжден медалью «За Отвагу» — в те времена (1942г.) это была большая награда. Позднее получил медаль «За оборону Москвы». И.Д. Самойлов (первый справа) с сослуживцами А.П. Харитоновым и В.П. Васиным. Латвия, г. Лиепая, 1946 г. СОЛДАТСКИЕ БУДНИ Иван Данилович редко рассказывал о трудностях войны. Но его немногочисленные рассказы сразу врезались в память. Как, например, такой случай: «В марте 1942-го мы освободили одну деревню. Домов мало стояло, все торчали печные трубы. Казалось, мирного населения нет. Но когда подошла ротная кухня, мы стали есть из котелков чумизную кашу. И, откуда ни возьмись, словно из-под земли появились три мальчика, оборванные, грязные и худые, как старички. Один сам подошел ко мне, ничего не говорит, а смотрит мне в рот, как я ем. Я еле себя удержал от слез, есть больше не стал, посадил мальчика в ряд с собой, отдал ему котелок, ложку и маленький кусочек хлеба. Да, это был уже не ребенок, а взрослый человек, ничего не говорил, но глаза выражали, что видел и пережил много. И таких случаев на войне было много». В июле 1942-го в районе Можайска Иван Самойлов был ранен. Пуля попала в правый коленный сустав, пройдя колено, раздробила кость. Раненого вытащил с поля боя старый солдат Щеглов. Так Иван Данилович оказался в подмосковном эвакогоспитале. Несколько суток он бредил, находясь в беспамятстве, чудом уберегся от гангрены, а стало быть, от почти неизбежной ампутации и костылей. А потом, выздоравливая после ранения, лежал на госпитальной койке, вспоминал довоенное житье-бытье, деревню, в которой родился, свое детство, и, по его словам, на белом потолке больничной палаты будто проступали чудесные яркие цветы, какими были расписаны потолки родного дома в Исаковой. Видимо, для молодого человека этот момент стал еще одним из озарений. Тогда-то и ощутил по-новому декоративную роспись крестьянских домов. Как писал потом Иван Данилович: «Я воспринимал и ощущал ее (роспись) как частицу самого себя, поэтому впоследствии в моих собирательских трудах домовая роспись заняла главное место». В ноябре 1943-го Ивану Самойлову было присвоено очередное воинское звание — из младшего лейтенанта он стал лейтенантом. Новое звание повышало ответственность – Ивану Самойлову было поручено командовать пулеметной ротой 334-го отдельного пулеметного артиллерийского батальона. В феврале 1944 г. был переведен в 422-й отдельный пулеметный артиллерийский батальон на должность командира пулеметного взвода. В этот период войны часть, в составе которой служил Иван Самойлов, участвовала в освобождении Прибалтики (1943-1944 гг.). Здесь он был контужен – так что некоторое время ничего не слышал, голова была разбита. Лечение проходил в госпитале в г. Лиепаи (Латвия). Октябрь 1944-го. До окончания войны – десять месяцев. Начальство делает ставку на лейтенанта Самойлова, отправляя его на курсы усовершенствования офицерского состава пехоты. В личном деле сохранилась служебная характеристика на командира пулеметного взвода 422 отдельного пулеметного артиллерийского батальона 157 Укрепрайона лейтенанта Самойлова И.Д.. «… Бдителен. Военную тайну хранить умеет. Политически развит. Проявляет заботу о своих подчиненных, принимает участие в партийной и общественной работе. Имеет деловой и политический авторитет…» В характеристике точно подмечены черты характера Ивана Самойлова. Люди, знавшие его, отмечают, что до конца жизни он оставался мягким и интеллигентным в общении, критичным к себе и очень ответственным. Требовательным, настойчивым, неуступчивым, когда касалось дела. Неприхотливым и скромным в быту. Талантливым организатором, который сумел поднять людей и на реставрацию храма. Учеба растягивается почти на год, здесь Иван Данилович и встретил окончание войны. ПОСЛЕ ПОБЕДЫ Почти сразу после окончания войны началась демобилизация военных частей. Из офицеров расформированных частей создавались резервные офицерские полки. В один такой резервный полк, расквартированный в Горьком (теперь Нижний Новгород) был определен Иван Данилович Здесь он в течение трех месяцев занимал должность преподавателя огневой подготовки. Ну а первый мирный 1946 год Иван Данилович опять встретил в Прибалтике, в Латвии, куда был направлен из резервного полка. Здесь он командовал ротой 35-го отдельного пулеметного артиллерийского батальона. Казалось, жизнь складывалась определенным образом. Судьба была определена, быть Ивану Даниловичу кадровым офицером, служить там, куда отправит его Родина, получать звездочки на погоны. В армию Иван Данилович пришел сразу после школы, по сути, единственное, что он умел – защищать Родину. Но вскоре произошли события, которые кардинально изменили взгляды Ивана Даниловича на дальнейшую жизнь. В апреле 1946-го он был премирован отпуском домой. С радостью и грустью встречали его родные. Два из четверых братьев Самойловых погибли на Великой Отечественной. На Ивана родители очень рассчитывали. Вернувшись в армию, он написал рапорт об отставке. Пока Иван Данилович пытался решить свой вопрос с увольнением из армии, в стране и мире разворачивались глобальные события. Начавшаяся еще в августе 1945-го война с Японией завершилась перемирием. По его результатам Советскому Союзу отходили Южный Сахалин и Курильские острова. Летом 1946 года лейтенант Иван Самойлов был включен в состав маршевой роты, направляемой для службы на Курильские острова. Несмотря на принятое командованием решение, Самойлов не оставляет своих попыток уволиться из армии, и в конце концов добивается своего. В сентябре он окончательно вернулся домой, и началась новая гражданская жизнь. Многое еще будет: работа землеустроителем и женитьба, воспитание сына и коллекционирование предметов народного искусства. А потом Иван Данилович по собственной инициативе начнет реставрацию заброшенной церкви Преображения в Нижней Синячихе, на базе которой в 1978 г. откроется целый музей уральской народной росписи. Но и воинская стезя Ивана Даниловича не закончилась: уволившись из армии, он еще долгие годы числился в запасе. В 1967-м ему было присвоено очередное звание старшего лейтенанта, а в 2000-м – звание капитана. Помимо упомянутых медалей «За отвагу» (1942 г.), «За оборону Москвы» (1944 г.), военные заслуги Ивана Даниловича были отмечены орденом Красной Звезды (1944 г.) и медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» (1946г.) В. РАЩЕКТАЕВА, директор Н.Синячихинского музея-заповедника Фото из архива музея и В. МАКАРЧУКА
Открытие памятника И.Д. Самойлову в г. Алапаевске
АНО «Уральское православное патриотическое общество имени Святителя Николая Чудотворца»
Иван Данилович Самойлов родился в 1922 году. Участвовал в Великой Отечественной войне (офицер пехоты), в том числе в битве за Москву. Награждён боевыми медалями и орденами.
После войны Иван Данилович работает в качестве инженера-землеустроителя. Начиная с 1947 года, изучал историю Среднего Урала, приобрёл на свои средства более 30 коллекций предметов древнерусского и народного искусства, позже безвозмездно переданные музею-заповеднику, который он сам и создал.
С 1967 года занимается практической работой по реставрации памятников каменного и деревянного зодчества. В течение 10 лет он ведёт реставрацию сильно разрушенной Спасо-Преображенской церкви стиля барокко в селе Нижняя Синячиха Алапаевского района (конец XVII века).
В 1978 году Иван Данилович Самойлов в этом здании открывает народный музей уральской домовой живописи, и на свободной территории по берегам реки Синячихи на площади 60 га создаёт музей под открытым небом — заповедник деревянного зодчества и народного искусства: из пяти районов области перевезено и отреставрировано три усадьбы крестьян XVII—XIX веков, четыре часовни, башни острога и сторожевая, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой, построена плотина-мост, восстановлен старый пруд площадью 25 га.
Кроме этого, под руководством Ивана Даниловича Самойлова в 1991-1999 гг. в городе Алапаевске был отреставрирован Свято-Троицкий собор (Алексеевская церковь)— один из старейших вСвердловской области, первый на Среднем Урале каменный храм.
В основу идеи архитектурно-художественного решения памятника И.Д. Самойлову положены 3 фундаментальных символа человечества - КРУГ, КВАДРАТ, и ЦЕНТР, имеющих следующие значения:
Круг демонстрирует идею космоса, небесного купола, единства, бесконечности и завершенности, высшего совершенства, движения, колеса времени. Он ассоциируется также с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.
Квадрат олицетворяет идею четырехсторонности, ориентации, абсолютного равенства, простоты, права, порядка, истины, справедливости, мудрости, чести, земной стабильности, надежности, неподвижности. Во всех астрологических традициях квадрат представляет землю, материю, ограничение.
Центр (точка) – это символ начала, абсолютной реальности, место конденсации и сосуществования противоположных сил, наиболее концентрированной энергии. Через центр проходит мировая ось, соединяющая небо, землю и подземный мир. Это символ творческой силы, начала и конца всех вещей.
Памятник высотой 4,5 м, выполненный из бронзы, устанавливается на прямоугольном в плане пьедестале шириной 1,7 м, длиной 1,95 м и высотой 1,5 м, выполненном из полированного змеевика.
Бронзовая скульптура И.Д. Самойлова, обращенная к людям, передает нам его главные черты Великого Человека-Подвижника: Простоту, Мудрость, Честь, Совесть, Бескорыстие, Добротолюбие, его Возвышенную Душу и, вместе с тем Непреклонную Волю, Несгибаемость и Самоотверженность в достижении благородной цели всей его жизни - бережного сохранения культовой православной архитектуры, а также лучших материальных и духовных предметов культуры и быта старых русских городов и деревень на Урале.
В этом памятнике Великий Человек и Бескорыстный Подвижник Иван Данилович Самойлов «выходит» к нам - потомкам, защищая собою Собор, преодолевая на своем жизненном пути неисчислимые трудности, преграды и непонимание, словно идя против сильного ветра, сжав свою левую руку в кулаке, а правой рукой придерживая рвущееся пальто, олицетворяя собой все лучшее в Настоящем Человеке и Подвижнике, его Возвышенную, Чистую Душу и Непоколебимость, воплощенные здесь, в его Образе-Символе.
Пьедестал памятника на высоте 1,05 м опоясан по периметру бронзовой полосой – текстовым рельефом с «крылатыми выражениями» И.Д. Самойлова: на лицевой стороне которого объемными буквами (или лазерной гравировкой) набрано «САМОЙЛОВ ИВАН ДАНИЛОВИЧ», на западной его стороне – «ЗДЕСЬ ВСЕ ХРАНИТ ТЕПЛО РУК И ДУШИ РУССКОГО НАРОДА», на восточной стороне – «ДУМА О КУЛЬТУРЕ ЕСТЬ ВРАТА В БУДУЩЕЕ», на южной стороне – «СОЗДАВАЙ КАК МЕРА И КРАСОТА СКАЖУТ».
Таким образом, бронзовая скульптура И.Д. Самойлова на каменном пьедестале, установленная на круглом трехступенчатом возвышении, впи-санном в 10-метровый «Квадрат Стабильности», становится геометрическим и смысловым «Центром» всей архитектурно-художественной композиции площади имени И.Д. Самойлова.
Проект уже согласован с И.О. главы МО город Алапаевск, Начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации МО г. Алапаевска, начальником управления МО г. Алапаевска, ГБУК НПЦ по охране памятников истории и культуры Свердловской области, ключарем Свято-Троицкого Собора г. Алапаевска.
Рыцарь Синячихи
Как только его не обзывали: и “чудаком на букву эм”, и “церковником”, и “мракобесом”... А между тем простой землеустроитель Иван Данилович Самойлов спас для нас, русских людей, несколько десятков архитектурных шедевров...
Показали недавно по телевизору документальный фильм про настоятеля одного из знатных русских монастырей. Всем был хорош батюшка - и строил, и окормлял, и учил - но была у монаха слабость: коллекционировал он картины известных художников. Любил, понимаешь, жить в окружении шедевров. В Доме Самойловых только один предмет старины: настенные часы фирмы “Г. Мозенъ и К”. И в музей села Нижняя Синячиха они не попали по простой причине: их купил в 1900 году отец Ивана Даниловича Данила Николаевич. Хорошо поторговал на Ирбитской ярмарке зерном, самолично выращенным, вот и решил порадовать родных. И кстати часы до сих пор идут. Они как символ несгибаемости Самойлова.
Это сейчас Ивана Даниловича превозносят и поют ему панегирики. При советской власти его деятельность рассматривалась партией не как простое чудачество, а как подрывная деятельность. Дело в том что всего-то в четырех километрах от Синячихи находится шахта, в которой в 1918-м году были зверски замучены члены царской семьи, включая Елисавету Федоровну Романову. И коммунисты старались сей факт скрывать от мировой общественности. И тут - на тебе! - районный землеустроитель принимается самостоятельно реставрировать в Нижней Синячихе Спасо-Преображенский храм. Вроде как, получается, памятник Романовым воздвигает! Это сейчас у шахты строится целый монастырь; в те времена восстановительную деятельность Самойлова рассматривали чуть не как терроризм!
Но Иван Данилович, или, как его и сейчас в просторечии называют, Данилыч - фронтовик, весь в ранениях и медалях. Его партийные бонзы трогать побаивались, в высших сферах партийной иерархии могли неправильно оценить атаку на ветерана войны. Впрочем, могли бы Данилыча и в психушку упрятать... Но здесь Самойлов сам проявил отменную тактическую сноровку, ведь офицер, имеет представление о правильной диспозиции...
Слово “музей” к Нижней Синячихе подходит не очень. Это скорее “идеальное” уральское село, вобравшее в себя все лучшее, что сотворил русский гений, весьма комфортно освоивший за четыре столетия отроги Уральских гор. В Синячихе все доступно, все постигаемо даже без экскурсовода (хотя несколько жителей села именно работают экскурсоводами). По селу вольно раскиданы образцы уральской архитектуры, привезенные из самых отдаленных деревень. Это часовни, дома, усадьбенные и общественные постройки. Есть мельница, кузница и даже пожарная. Здания не пустуют: в часовне Александра Невского размещена экспозиция деревянной резьбы; часовня Вознесения Господня стала выставкой работ крестьянки Христины Денисовны Чупраковой (она вышивала картины); часовня Зосимы и Савватия Соловецких - зал художницы “из народа” Анны Ивановны Трофимовой.
В Синячихе лучшее в мире собрание уральской домовой росписи. Жемчужина - “белая горница” из Тугулымского района, расписанная чудо-мастерами столетие назад. Ну, и довлеет над всей этой красотой сам Преображенский храм: это подлинный шедевр XVIII века, исполненный в стиле “тобольского барокко”. 64-метровый гигант даже издалека смотрится как уверенно рассекающий волны гигантский корабль. С него-то, храма, все и начиналось.
...Из армии Иван Самойлов пришел в 46-м. Еще в 41-м под Москвой он был впервые тяжело ранен, но деревенская закалка (а вырос Иван в деревне Исакова, недалеко от Алалапаевска) помогла встать на ноги; капитан Самойлов, командир взвода пулеметчиков, добил-таки врага в его логове. Вернулся на Родину - на станции Коптелово встретил молоденькую бухгалтершу по имени Аня. Гуляли недолго - с осени и до Рождества - и в 47 году поженились. Анна Ивановна Самойлова с теплотой вспоминает то время:
- ...Он был бравый, подтянутый капитан! Кудрявая голова, не пьет, не курит... Девок после войны много было, парни с войны не вернулись... и Бог, наверное, пожалел меня, что подарил мужа. Только блажь на его голову “стукнула”. Сорок лет Синячихе отдал...
А вот Иван Данилович убежден в том, что Господь именно его “пожалел”. Потому что не было случая, чтобы супруга упрекнула его за увлечение. Она всегда обеспечивала надежный тыл. От города Алапаевска, где живут Самойловы, до Синячихи 15 километров, и частенько Иван Данилович опаздывал на последний автобус и возвращался домой заполночь. Она терпела. Трудно было пережить Самойловым смерть единственного сына Николая (имя ему было дано в честь не пришедшего с войны брата Ивана Даниловича), Иван Данилович даже слег. Однако Анна Ивановна проявила удивительное мужество: она буквально заставила супруга забыть про болезни, встать с одра и работать... Нужно было заканчивать труд над книгой об уральской росписи. Кто знает, чего это стоило ее собственному здоровью...
...В мире ничего случайного не бывает, и когда Самойлов говорит что его выбор на Синячиху пал случайно, он немного лукавит. Он работал землеустроителем в районном отделе сельского хозяйства и земли Алапаевского района буквально протоптал своими ногами. А увлечение стариной, народным искусством в нем проснулось еще до войны. Это судьба так распорядилась, что в 40-м его призвали в армию, после войны нужно было приобрести надежную гражданскую профессию, семью кормить... Тем не менее Самойлов еще с 46-го года начал собирать предметы народного искусства. И только в начале 60-х он задумался: “А для чего, собственно, я все это делаю?” Между тем в Нижней Синячихе совхоз бросил полуразрушенный храм, который уже невозможно было использовать под зернохранилище.
И Самойлов решил отреставрировать храм и сделать там музей. Еще до войны в Нижней Синячихе несчастье случилось: из-за напора весеннего половодья прорвало плотину, перекрывающую реку Синячиху, и спустился пруд, созданный три столетия назад для Синячихинского железоделательного завода. Это после, уже во времена, когда к Самойлову стали проявлять уважение, плотину восстановили, да и вообще музей получил статус государственного. А тогда власть решила поставить крест на Нижней Синячихе, причислила село к разряду “неперспективных”. Ну, и к “блажи” районного землеустроителя отнеслась снисходительно.
Впрочем в райкоме партии нашлись люди, которые были сильно против. Реставрацию Самойлов начал сам и без всяких “благословений” со стороны власти. В то время тенденция была несколько иная: храмы доламывали, объясняя это тем, что они аварийные и дети, играющие на развалинах, могут покалечиться. В райкоме так и говорили про Самойлова: “Вот нашелся чудак! Церковник хренов...” Кличка “церковник” прилепилась к Ивану Даниловичу надолго. А между тем Самойлов из синячихинских стариков сколотил бригаду - пять человек. Они были пенсионеры, директора совхоза (который просто бесился, видев, что в храме начались работы) не боялись, и кстати, в Бога верили. Директор в отместку дедам покосов не давал, лошадей для пахоты не выписывал, а они на него плевали, отчего тот еще пуще злился и специально гонял трактора вокруг храма, чтобы грязи намесить. Самойлов мужикам платил. Деньги он “нашел”, продав корову (тогда Самойловы скотину держали) и отцовский дом в деревне Исаковой. Ну, и семейные накопления тоже пригодились. По тем временам сумма накопилась немалая - семь тысяч. На них можно было “Волгу” новую купить. Иван Данилович и сейчас убежден в том что поступил правильно. Спасо-Преображенский храм стоит не только денег, но и человеческой жизни.
Давила власть по-черному. Самойлова прессовали по полной программе. На закрытом собрании те из партийных, кто войну прошел, выступили за Самойлова: “Ивана Даниловича на фронте в партию приняли, а вы, засранцы, ничего не заслужили...” Это они к молодой партийной поросли так обращались - тем, кто себе скорую карьеру сделал. Тем не менее в 76-м году Самойлова из партии исключили. Но остановить реставрацию даже партбоссы не могли: Самойлов был председателем районной организации Общества охраны памятников (ВООПИК), реставрацию вел официально, с документацией (все отпуска Самойлов посвящал поездкам в старинные русские города с целью изучения опыта реставрации). И финансирование шло как бы с членских взносов ВООПИКа. Пусть это были жалкие 30 копеек в месяц с члена, но ведь вклад Самойлова считался добровольным пожертвованием, а это не запрещали даже советские законы.
А в селе Нижняя Синячиха абсолютное большинство жителей, глядя на Самойлова, крутили пальцем у виска. Этому же обучали и своих детей. Теперь эти дети работают в музее экскурсоводами и смотрителями (музей дал селу больше 40 рабочих мест), но тогда... “Церковник” - и все тут. Вроде как городской сумасшедший. В 78-м году в почти отреставрированный храм приехал председатель облисполкома Мехренцев. Ходил слух: “Ну, наконец прикроют гнездо мракобесия! И на нашего “церковника” управа нашлась!” А между тем председатель райисполкома, посмотрев два этажа храма, вышел, и прилюдно... похвалил Самойлова! Это были первые не ругательные слова власти по отношению к Ивану Даниловичу за все 17 лет реставрации! Так и сказал: “Ну, Иван Данилович... ты делаешь великое дело. Если что надо - обращайся, будем помогать...” Народ безмолвствовал. Очень скоро у Музея появился свой автомобиль и даже назначен штат. А ведь даже в районном сельхозотделе коллеги с Самойловым не здоровались и смотрели на него как на потенциального клиента психушки. Когда музей посетил первый секретарь обкома Борис Ельцин и, выпив в восстановленных хоромах XIX века рябины на коньяке, добродушно произнес: “У вас, Иван Данилович, тут, понимаешь... мировой центр культуры!”, все точки на “i” были расставлены.
Канувшие в Лету отрицательные настроения людей Иван Данилович оценивает мудро. Тогда народу в голову вбили, что церковь - это вчерашний день. А злились партбоссы оттого что давил на них комплекс вины за изничтоженный царский род Романовых. Видно шли из Центра секретные директивы: “Не допустить гласности о произошедшем в шахте в 18-м году инциденте...” Многие из тогдашней молодой поросли коммунистов и сейчас при власти. Приезжают в монастырь Новомучеников российских молиться. Ну, да Бог им судья...
Недавно Ивану Даниловичу земляки подарок преподнесли. Обустроили в Синячихе родник, часовенку над ним срубили. Пригласили на открытие и супругов Самойловых. Хоть и пожилые уже, путь по деревенской улице от Спасо-Преображенского храма к роднику проделали пешком. Подходят - и читают табличку на часовенке: “Данилыч”. Вот стыдоба-то... А синячихинцы кричат радостно: “Сюрприз, Иван Данилыч! Это ж мы всем селом решили... не обессудь...” Иван Данилович бесконфликтный, решил не перечить. Ну, раз решили люди - пусть.
А вообще - человек, мне кажется, заслужил даже большего, нежели “именной” родник. Много ли на Земле есть людей, о которых, к примеру, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: “Иван Данилович - человек большой и чистой души, воплотивший в себе наилучшие черты национального характера. Каждый экспонат музея - эпизод биографии его создателя, и все вместе они - рассказ о его судьбе, подвижничестве и бескорыстии...”?
Так пускай всегда течет родник “Данилыч”! И кстати на памятной доске у входа в Спасо-Преображенский храм начертаны имена плотников, каменщиков, кровельщиков, маляров - всех, кто принимал участие в его реставрации.. Своего имени Иван Самойлов на этой доске не начертал.
Геннадий Михеев
genamikheev.narod.ru/index/0-243
Мои контакты
Михеев Геннадий Александрович
Телефон: 8-916-2937358
E-mail: 89162937358@mail.ru
Еще картинки из Нижней Синячихи:
СОКРОВИЩА НИЖНЕЙ СИНЯЧИХИ
А. АКИМОВ (г. Алапаевск Свердловской области). Фото А. Грахова. Снимки предоставлены редакцией журнала "Веси" (г. Екатеринбург).
Старинное село с незатейливым названием Нижняя Синячиха издавна стоит возле дороги на Ирбит, в пятнадцати километрах от районного центра - города Алапаевска в Свердловской области (см. "Наука и жизнь" № 9, 1996 г.).
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/4621/ (Наука и жизнь, СОКРОВИЩА НИЖНЕЙ СИНЯЧИХИ)
До недавнего времени вывеска на здании администрации музея сообщала посетителям о том, что они - гости Нижнесинячихинского музея-заповедника народного искусства и деревянного зодчества. Теперь появилась новая строка, гласящая, что окрестности села в пойме речки Синячихи - еще и заповедные места среднеуральс кого ландшафта. Над замыслом музея и его созданием Иван Данилович Самойлов работал несколько десятилетий, будучи главным инженером-землеустроителем Алапаевского района.
Каждый отпуск Самойлов проводил в поездках по стране; освоил опыт реставрации церквей в Ленинграде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Костроме, побывал в Витославлице под Новгородом, Соловецком монастыре, в других местах, славных старинным русским зодчеством.
В Суздале обучился тонкому искусству покрывать церковные главы сусальной позолотой.
Иван Данилович широко известен как коллекционер предметов народного искусства и быта, знаток уральской старины и этнографии, реставратор старинных строений. Самойловым и созданными им бригадами плотников, каменщиков, кровельщиков, художников-реставраторов буквально из руин поднят памятник архитектуры XVIII века - здание Спасо-Преображенской церкви, построенной на средства прихожан.
Десять лет шла реставрация изумительного по архитектурным пропорциям девятиглавого, 64-метровой высоты храма, сооруженного в стиле так называемого тобольского барокко. Одни лишь строительные леса перед реставрацией наружной его части возводились два года.
Сейчас на двух этажах возрожденного каменного храма, ставшего главным зданием музея-заповедника, разместились несколько десятков коллекций предметов народного быта и искусства, собранных И. Д. Самойловым за сорок лет и безвозмездно переданных им государству. Не только описание, но простое их перечисление поразит воображение.
…Вернемся к новой строке на вывеске Нижнесинячихинского музея-заповедника. В ней неспроста подчеркивается, что старинное (1680-го "года рождения") село на полпути от Верхотурья к Ирбиту - заповедное место среднеуральского ландшафта.
Окрестности Нижней Синячихи и вправду удивительно красивы. Но надо добавить, что примечатель ны не только природный, но и рукотворный ландшафт, та гармония, с которой вписались старинные дома и усадьбы в современность. И опять нельзя не восхититься бережным отношением к старине, энергией и упорством Самойлова "со товарищи".
Вот пример: без малого восемьдесят лет назад из-за напора весеннего половодья не выдержала стоявшая с демидовских времен заводская плотина на речке Синячиха, и пруд возле села "убежал". Теперь плотина восстановлена, а пруд - около двадцати гектаров водного зеркала, - как и прежде, украшает ландшафт вблизи Нижней Синячихи.
Берясь за эти заметки, автор загодя дал себе слово не злоупотреблять эпитетом "уникальный", хотя он уместен во многих эпизодах. Но удержаться от превосходных степеней хотя бы в трех случаях невозможно.
Итак, уникум первый. Это коллекция образцов уральской домовой росписи. В экспозицию вошли расписанные сказочно яркими цветами, травами, ягодами двери, простенки, целые стены и потолки крестьянских изб и домов, образцы расписной мебели и домашней утвари.
Изюминка экспозиции - "белая горница" в полном интерьере, перевезенная в музей из деревни Мезень Алапаевского района. Расписана чудо-горница мастерами из Тугулымского района в 1910 году.
Целые династии народных мастеров домовой росписи - потомков выходцев из северных областей европейской части России - исстари жили в поселках и деревнях по реке Кармак, на границе с Тюменской областью. Для тамошних народных живописцев, чаще всего скромно именовавших себя "красильщиками", домовая роспись стала своеобразным отхожим промыслом. Во многих селах и деревнях - на запад, восток, юг от Кармака - любили и привечали "петушатников", получивших прозвище из-за традиционного персонажа своих росписей. Например, в небольшой деревушке Чебаки Сухоложского района расписаны интерьеры всех тридцати деревенских изб и домов.
Уральская домовая роспись представляет собой редкостное явление, целый пласт народного творчества, а сама экспозиция, собранная и описанная И. Д. Самойловым, по заключению специалистов Московского НИИ художественной промышленности, сделанному еще в 1967 году, не имеет аналогов ни в одном из музеев мира. Экспонаты коллекции не только собраны, но зачастую просто спасены Иваном Даниловичем от уничтожения в 217(!) крестьянских домах восьми районов Свердловской области; на самом раннем из достоверно датированных образцов - расписной прялке - есть надпись: "1869 год".
Теперь о втором уникуме Нижней Синячихи - музее деревянного зодчества под открытым небом.
Мысль о его создании возникла у И. Д. Самойлова во время бесконечных землеустроительных поездок по Алапаевскому району. Часто приходилось видеть, как рушатся от времени старинные деревянные часовни, дома, надворные постройки в глухих углах, спрятанных за бездорожьем, лесами и болотами в так называемых неперспективных деревнях и селах. Чаще всего памятники старинной деревянной архитектуры вполне обыденно сгорали в печах как дрова…
И началась вторая многолетняя музейная эпопея (более приземленное слово в данном случае не годится) Ивана Даниловича Самойлова. Сейчас в музее деревянного зодчества в Нижней Синячихе собраны 24 образца старинной деревянной архитектуры - часовни, дома, усадебные и общественные постройки, кузница, пожарная; воссозданы рубленные из бревен башни - сторожевая и башня острога, ветряная мельница, постройки малых архитектурных форм - колодцы, изгороди-тыны, изгороди-палисадники.
Неизменный интерес и восхищение посетителей музея вызывают реконструкции крестьянских домов и изб XVII, XVIII, XIX веков, украшенных деревянной резьбой, с тщательно и любовно оформленными старинными интерьерами.
Многие экспонаты музея перед реконструкцией проделали немалый, в несколько сотен километров, путь. Можно только догадываться, какого гигантского труда это стоило! Ведь старинные срубы предстояло вначале разобрать, "распятнать", то есть пронумеровать бревна для сборки на новом месте, перевезти, зачастую по бездорожью, на территорию музея, восстановить утраченные части строений, вновь собрать…
Ветряная мельница, стоящая сейчас на высоком берегу речки Синячихи, "приехала" из деревни Мочищенск, с самого севера области. В оба конца работники музея, плотники-реставраторы проделали 600-километровый путь. Иной раз даже мощные "Уралы" приходилось буксировать гусеничным трактором до паромной переправы через северную реку Сосьву.
Все старинные строения, будучи экспонатами музея деревянного зодчества, служат ныне экспозиционными площадками для ряда коллекций, собранных в разные годы И. Д. Самойловым. К примеру, часовня Александра Невского стала маленьким музеем старинной резьбы по дереву. В помещении часовни Вознесения развернута выставка работ народной мастерицы Христины Денисовны Чупраковой - удивительная экспозиция ковров, выполненных в технике машинной аппликации.
Часовня Савватия и Зосимы Соловецких стала выставочным залом местной художницы Анны Ивановны Трофимовой. Многие ее акварели высоко оценены уральскими художниками Г. Мосиным, А. Бурлаковым, М. Брусиловским, а некоторые работы внесены в республиканские каталоги.
И наконец - о третьем уникуме Нижней Синячихи.
Пятнадцать лет преподаватели и студенты Свердловского архитектурного института (ныне - Уральская государственная архитектурно-художественная академия) провели в научных экспедициях на территориях Свердловской, Пермской, Курганской и Тюменской областей по программе "Каменный Пояс".
Целью этих экспедиций являлось обнаружение и исследование памятников архитектуры, в частности деревянного зодчества. Было открыто немало объектов, достойных этого статуса. А во время экспедиции 1986 года исследователей ждало открытие, поразившее не только восторженных студентов, но и их многоопытных наставников.
На участке старого Сибирского тракта в селе Лучинкино Тугулымского района Свердловской области был обнаружен деревянный двухэтажный дом, построенный в традициях плотницкого искусства конца XVIII - начала XIX века.
Особая конструкция перекрытий, интерьеры внутренних помещений, балкончик с объемным балясником, окна, украшенные карнизными досками с долбленым геометрическим орнаментом, свидетельство вали о высокой архитектурно-художественной ценности старинного сооружения.
Такие дома в России называли хоромами. Возраст здания установлен способом дендро-хронологического анализа (по годичным кольцам прироста древесины). Ранее апробированный археологами при раскопках в Новгороде и Пскове, этот способ для архитектурных исследований был применен впервые.
Выяснилось, что архитектурный шедевр на границе тогдашних Пермской и Тобольской губерний был создан в 1802-1807 годах.
По мнению советника Российской академии архитектуры и строительных наук, заведующего кафедрой реставрации, директора института "УралНИИпроект" А. В. Долгова, из сохранившихся деревянных строений столь высоких архитектурных достоинств дом в Лучинкино, безусловно, самый замечательный. Это часть достояния культуры не только Урала, но и всей России.
Для профессора А. В. Долгова и его аспирантки Н. Н. Митиной исследования шедевра надолго стали основным направлением научной работы. Анализ конструктивных особенностей дома, мотивов архитектурного декора, наконец, старинных плотницких приемов позволил сделать вывод, что срубили чудо-хоромы не местные, а пришлые мастера - скорее всего, с Верхнего Поволжья; возможно, из города Гороховец Владимирской области - мест, хранящих традиции русского деревянного зодчества с XIII века.
Не менее интересные выводы сделаны историками. По одной из версий, появление у "государе вой дороги" в Сибирь уникального деревянного строения связано с Сибирским трактом. В середине XVIII века Сибирский тракт достиг пределов нынешнего Тугулымского района Свердловской области, где жили старообрядцы. Строительство нарушило их уединение. Возможно, в чем-то были ущемлены права ревнителей "древлего благочестия". И более 270 старообрядцев совершили близ Лучинкино акт самосожжения.
Весть о страшном событии облетела Россию. Огненная гибель почти трех сотен старообрядцев в Пермской губернии обсуждалась в Санкт-Петербурге на заседании Священного Синода. И полвека спустя, как предполагают исследователи, на месте трагедии XVIII века был построен этот дом, на первом этаже которого расположилась старообрядческая молельня.
Историкам, краеведам, этнографам еще предстоит детальное изучение "биографии" дома в селе Лучинкино. Трудно представить, сколько выдающихся людей минувших веков, россиян и иноземцев, проезжали мимо него по Сибирскому тракту, останавливались под его крышей…
Одним из первых, вслед за учеными-архитекторами, заинтересовался феноменом старинного зодчества в селе Лучинкино Самойлов. Не просто заинтересовался - обеспокоился за судьбу памятника: попавший в недобрые руки дом бездумно разрушался и вот-вот мог пойти на дрова. Именно по цене обыкновенных дров и купил директор музея сохранившиеся части конструкции, старинные оконные колоды, балконные балясины, элементы резного декора - и перевез в Нижнюю Синячиху.
Появилась задумка-мечта: реконструировать редкостный памятник деревянного зодчества на территории музея. Мечта стала обретать реальные очертания после того, как музей заключил договор о его реконструкции с екатеринбургским архитектурно-реставрационным объединением "Ордер". В окрестностях Нижней Синячихи не нашлось подходящих древостоев - прямослойных, не поврежденных лесными вредителями. Нужные материалы приобрели за сотню километров от музея. Специалисты объединения "Ордер" заготовили 10-12-метровые сосновые бревна для двухэтажного сруба, лиственницу для нижних венцов и перекрытий, на месте собрали сруб, потом перевезли на территорию музея.
Основой эскизного и рабочего проектов стали архитектурные обмеры, рисунки, фото- и видеоматериалы, собранные участником экспедиции 1986 года, тогдашним аспирантом из Москвы Александром Долговым, избравшим темой кандидатской диссертации исследование форм деревянного зодчества Урала.
Сейчас трехметровый по высоте сруб стоит на прочном фундаменте, влитом в травянистый косогор на территории музея. Собрали его плотники-виртуозы из "музейной" бригады, созданной И. Д. Самойловым.
- На моей памяти это уже третье поколение нижнесинячихинских мастеров, - заметил Иван Данилович.
Вскоре реконструированные старинные хоромы во всей красе резного убранства предстанут перед посетителями Нижнесинячихинского музея-заповедника.
Несколько лет минуло с того времени, когда село Нижняя Синячиха стало одним из главных пунктов туристского маршрута ЮНЕСКО по Каменному Поясу.
Удивительно ли, что уральская глубинка заинтересовала столь знаменитую европейскую организацию?
Отнюдь нет. Основа деятельности ЮНЕСКО - укрепление связей всех стран планеты в деле просвещения, науки и культуры. В последние годы эта организация переместила центр своего внимания в регионы самобытной духовной культуры, в том числе - на Урал.
Урал принимал тогда делегатов V конгресса Всемирной ассоциации федераций и клубов (ВФАК) ЮНЕСКО из почти 100 стран планеты.
На пленарном заседании конгресса присутствовали всего два почетных гостя. И первым, по личному приглашению Генерального секретаря ЮНЕСКО, профессора Сорбонны Патрика Галло, был директор Нижнесинячихинского музея-заповедника Иван Данилович Самойлов. А потом делегаты конгресса из Европы, Америки, Азии, Африки стали посетителями музея и гостями Ивана Даниловича.
Недавно я встретился с президентом Урало-Сибирской федерации ЮНЕСКО Ю. С. Борисихиным. Он сказал:
- Историко-культурное значение Уральского региона, и в частности Алапаевского района Свердловской области, рассматривается сейчас в контексте мировой культуры, в списке 700 исследуемых ЮНЕСКО объектов в 110 странах мира.
Известно, что Алапаевск - город детских лет великого русского композитора П. И. Чайковского. Биографы и ценители его творчества, широко известного за рубежами нашего Отечества, имеют все основания полагать, что среднеуральские ландшафты, народные гулянья в окрестных селах и деревнях, особенно в Нижней Синячихе, явились источниками его вдохновения при создании знаменитого музыкального цикла "Времена года".
Среди многочисленных публикаций, посвященных музею, обязательно стоит упомянуть о главной из них - книге самого И. Д. Самойлова "Сокровища Нижней Синячихи". Книга, изданная десять лет назад, настоятельно требует переиздания, поскольку за ней теперь буквально охотятся и профессионалы - музейные работники, искусствоведы, реставраторы, и просто ценители старины. Она вместила всю историю создания музея в Нижней Синячихе, многие десятилетия поистине подвижнического труда Ивана Даниловича и его единомышленников.
Предисловие к "Сокровищам…" написал в конце 1994 года всемирно известный деятель русской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: "Если мы живем сейчас надеждой возродить деревню, русское крестьянство, то И. Д. Самойлов давно уже работает над тем, чтобы она сбылась, ибо знает - без возрождения народной культуры, лучших ее обычаев и традиций невозможно нравственное оздоровление общества".
Надо ли говорить, что слова Д. С. Лихачева с каждым годом звучат все более актуально?
Спасо-Преображенский храм, памятник архитектуры республиканского значения. XVIII век. Реставрирован в 1967-1977 годах. Автор проекта реставрации и руководитель работ - И. Д. Самойлов.
Часовня Савватия и Зосимы Соловецких. На переднем плане - воспетые некогда Пушкиным 'версты полосаты' вдоль дороги на Ирбит.
Презентация на тему: Мой земляк Иван Данилович Самойлов
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/mojj-zemljak-ivan-danilovich-samojjlov.html
ppt4web.ru/obshhestvoznanija/...
Эдуард Эргартович Россель - Скончался Иван Самойлов
rossel.ru/archive/20080807/2
7 августа. Эдуард Россель выразил соболезнования в связи со смертью Ивана Даниловича Самойлова.
Ушёл из жизни первый Почётный гражданин Свердловской области, заслуженный работник культуры РФ, краевед, истинный патриот родного края, талантливый и мудрый человек.
Это — огромная утрата для всех нас. Все меньше и меньше становится людей, которые помнят жестокие кровопролитные бои Великой Отечественной войны, тех людей, которые завещали нам свою любовь к родному краю, его истории и культуре.
Иван Данилович — коренной уралец. Он родился 6 сентября 1922 года в деревне Исакова Алапаевского района, вырос в большой крестьянской семье. После окончания школы поступил в пехотное училище, но закончить его не удалось — началась Великая Отечественная война. Осенью 1941 года И. Д. Самойлов был отправлен на фронт, прошел всю войну, был ранен и контужен. В 1946 году вернулся в родную деревню, работал землеустроителем.
Через всю жизнь он пронес любовь к малой Родине. Энтузиаст и подвижник, Иван Данилович изучал историю Среднего Урала, собирал, приобретал на свои средства уникальные предметы древнерусского и народного искусства.
Эта коллекция и легла в основу созданного им музея. В течение 10 лет он собственными руками вел реставрацию Спасо-Преображенской церкви в селе Нижняя Синячиха. В этом здании Иван Данилович открыл народный музей уральской домовой живописи, а рядом с ним вырос заповедник деревянного зодчества и народного искусства. Все силы и душу он вложил в свое детище. И работа его получила высочайшую оценку россиян — музей включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Иван Данилович избирался народным депутатом СССР, удостоен премии «За подвижничество в культуре», ему присвоено звание академика Академии искусств и ремесел имени Демидовых.
Ратные подвиги Ивана Даниловича Самойлова отмечены орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За оборону Москвы», другими наградами. За свой подвижнический труд в мирное время он удостоен ордена Почета, знака отличия Свердловской области «За заслуги перед Свердловской областью» IIIстепени. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель и члены правительства Свердловской области выразили глубокие соболезнования родным и близким Ивана Даниловича, всем, кто знал и любил этого замечательного человека.
СКОНЧАЛСЯ ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИВАН ДАНИЛОВИЧ САМОЙЛОВ.
orthodox-newspaper.ru/events/at5881
Екатеринбург, 11 августа 2008г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". "Если мы живем сейчас надеждой возродить деревню, русское крестьянство, то Иван Данилович Самойлов давно уже работает для этого, ибо знает: без возрождения народной культуры, лучших ее обычаев и традиций невозможно нравственное оздоровление общества. Светлеет душа, когда думаешь, какой необыкновенный человеческий подвиг совершил Иван Данилович". Это слова академика Дмитрия Лихачева.
Несколько дней назад, на 86-м году жизни, скончался Первый Почетный гражданин Свердловской области Иван Данилович Самойлов. Он был заслуженным работником культуры России, краеведом, истинным патриотом родного края, талантливым и мудрым человеком.
Родился в 1922 году. Участвовал в Великой Отечественной войне, пройдя ее от первого до последнего дня, за что награжден орденами и медалями. Общий стаж его трудовой деятельности - 50 лет, 36 из которых он проработал инженером-землеустроителем.
Всю жизнь он посвятил выявлению, изучению, охране и реставрации памятников каменного и деревянного зодчества и народного искусства. Начиная с 1947 года, за сорок лет, в свободное от работы время, изучая историю Среднего Урала, он приобрел на свои средства более тридцати коллекций предметов древнерусского и народного искусства, впоследствии передал их безвозмездно государству, а именно музею-заповеднику, который сам создал.
С 1967 года Иван Данилович стал заниматься практической работой по реставрации памятников каменного и деревянного зодчества. В течение 10 лет он восстанавливал разрушенный памятник архитектуры конца восемнадцатого века - Спасо-Преображенский храм в селе Нижняя Синячиха Алапаевского района, построенный в стиле уральского барокко.
Начал Иван Данилович со своей верной незаменимой помощницей - женой Анной Ивановной по бревнышку перевозить старинные деревянные строения в Нижнюю Синячиху со всего Урала. Многие тогда недоумевали: кому нужны старые бревна? Кто-то не мог скрыть усмешку… Но прошло время, и оказалось: труд, сделанный за долгие годы, бесценен.
Почти двенадцать лет шли реставрационные работы, затем еще два года ушло на подготовку музейной экспозиции. Наконец, на двух этажах огромного, похожего на белоснежный корабль храма разместились коллекции, собранные Самойловым за четыре десятка лет, а также экспонаты, преподнесенные в дар музею. На первом этаже - иконы, храмовая утварь, церковные книги, уральские самоцветы, старинная медная посуда, изделия из бересты. На втором - гордость создателя и директора музея - коллекция уральской домовой росписи.
В 1978 году в восстановленном церковном здании Иван Данилович открыл народный музей уральской домовой живописи, а рядом, на свободной территории по берегам речки Синячихи на площади 60 гектаров начал создавать музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом. Несколько лет из разных концов области свозил Самойлов деревянные постройки, спасая их от разрушения. Искусно реконструированные, на новом месте они в точности сохранили свой прежний облик и внутреннее убранство.
Из пяти районов области Самойловым перевезено и отреставрировано три усадьбы крестьян семнадцатого, восемнадцатого, девятнадцатого веков, четыре часовни, башни острога и сторожевая, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой, построена плотина-мост, восстановлен старый пруд площадью 25 гектаров. Более 20 различных зданий и сооружений вошли в музейный комплекс. Все это имеет большую научную ценность, здесь представлена этнография жизни крестьян с предметами быта и орудиями труда - шкафами, столешницами, прялками, берестяными туесами.
Специалисты высоко ценят эти коллекции: к примеру, только уральская домовая роспись представляет целый пласт народной культуры.
Так, мало-помалу, чета Самойловых создала поистине архитектурную сокровищницу, сделавшую неприметное на карте Отечества село на берегах уральской речки Синячихи известным всему миру.
Указом Президента России в 1995 году музей включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, что подтверждает его высокий уровень. Сегодня музей - это еще и центр по изучению фольклора Среднего Урала, здесь проходят областные и районные праздники народного творчества, семинары художественных вузов и колледжей, мастеров уральских ремесел.
Иван Данилович Самойлов также занимался и научной работой: им издано две книги: "Каталог уральской народной росписи крестьянских домов" и "Сокровища Нижней Синячихи". Его статьи публиковались в газетах, журналах.
Деятельность Ивана Даниловича получила высокую оценку правительства и общественности: в 1982 году ему присвоено звание "Заслуженный работник культуры России". Он награжден Орденом Почета, избирался Народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, в 1993 году получил звание академика Академии искусств и ремесел имени Демидовых. Он первым на Среднем Урале получил звание "Почетный гражданин Свердловской области". За понесенные труды на благо Отечества удостоен высокой награды Русской Православной Церкви - ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского.
До последних дней Иван Данилович думал о дальнейшем развитии своего детища, музея-заповедника, о расширении его экспозиции.
Труд Ивана Даниловича Самойлова бесценен для нынешних и будущих поколений. Восстанавливая забытое прошлое, пронеся через всю жизнь любовь к своей малой Родине, он помогал приобщить молодое поколение к русской народной культуре, делал ее достоянием для всех людей.
Лучшая память ему и его делам - достойное их продолжение, возрождение утраченного, возвращение к своим истокам. И потому щедро дарит чистую воду жителям и гостям Нижней Синячихи освященный родник "Данилыч", с любовью обустроенный земляками чудесного русского человека - Ивана Даниловича Самойлова.
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.